Дом Пресвятой Богородицы

Религия

Автор: Андрей Фирюлин (ст.Ярыженская)  Источник: Авторская работа 

Существуют записи песен о том, что земля Войска Донского была дарована казакам царем Иваном Грозным. Однако по легендам верховских казаков она была присуждена казакам самим Господом Богом за защиту Веры, отсель и другое название нашей земли – Казачий Присуд. Потому не могло ли являться дарование казакам Казачьего Присуда царем Иваном Грозным подтверждение дарения?

Известно, что не меньшими защитниками Веры были и запорожские и яицкие казаки, однако земля была присуждена именно донцам, значит, она была присуждена за защиту чего-то конкретного и это конкретное должно и находиться именно на этой территории. За что же она могла быть дарована? Полагаю, что за защиту Дома Пресвятой Богородицы.

В православии существует очень большое почитание Пресвятой Богородицы, при этом на Дону, в казачьих землях, оно проявляется особо.

По казачьим легендам Божья матерь бродила по Присуду, и были казаки главными защитниками ее Дома.

Первое историческое свидетельство о казаках связано с образом Пресвятой Богородицы, это появление в 1380 году на Куликовском поле с Донской иконой Божьей матери.

Главным и основным праздником Войска Донского и посей день является — Покрова Пресвятыя Богородицы. Этот день по традиции отмечается по всей территории Войска и именно в этот день после обедни зачитывали в старину копии документа о пожаловании казаков Присудом.

Поклонение донцов Богоматери было таким, что современный казачий писатель с удивлением пишет: «Вместе с тем строились не менее многочисленные храмы в честь Богородицы, это тем более удивительно, так как Николай Угодник есть покровитель воинов и моряков, а донцы были сведущи и в военном и морском деле и прямая статья им бы и чтить Николу или Григория Победоносца (тоже покровителя воинов и мореходов), ведь речь идет о военных людях, а казаки жили войной и морскими набегами – они воины.

Но, тем не менее «богородичные» храмы на Дону многочисленны. Интересно, что у восточных славян Богородица связывается с земледелием, а казаки земледелием не занимались…» ( Ю.Сухарев. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории )

Архивариус в своих заметках «Война миров» рассказывает, что главную ненависть революционеров всех мастей: от реформаторов до якобинцев и масонов вызывали именно изображения Богоматери [] .

Существует обращение Кондратия Булавина времён донского восстания 1708 года, в котором он призывает казаков защитить Дом Пресвятой Богородицы следующими словами:

«… и хотят разорять казачьи городки и отвратить от истинные веры христианские и привращать в еллинскую веру…..

….за одно, за бога… и за дом пресвятой богородицы…. стать за истиную веру, за крест животворящий также как прежде казаки…. только им нужны немцы прибыльщики и будет им стоять за немцев… «

Однако можно ли указать более точное местонахождение Дома Пресвятой Богородицы. Предположу, что это станица Усть-Медведицкая. Возле станицы издревле в крутояре рыли свои кельи-монахи отшельники.

В 1638 за три километра от станицы в Межгорской пустыне, на месте древнейших монашеских келий, возник монастырь, который был разорен за отказ признать никонианство в 1688 году. По казачьей легенде, Дон-батюшка, чтобы не допустить посрамления святынь (каких?), поглотил монастырь вместе с церковью. Говорили, что каждую пасхальную ночь из-под воды был слышен благовест. Однако по официальным источникам монастырь продолжает свое существование как никонианский и получает благославение на застройку (значит, все-таки, постройки исчезли?) от самого патриарха Никона.

Сюда совершил свой набег Степан Разин (с какой целью ? – отомстить никонианам?), который был приверженцем старой веры и даже перед своим выступление совершил паломничество к осажденным монахам Соловецкого монастыря, от которых получил благословление. «Монахи собрались на молитву помолиться перед смертью. При виде святыни ( каких святынь? Не новописьменных же икон? ) чувства Разина смягчились ( или монахи обманули власти и сохранили веру? ) и он преподнес в дар серебро и два фунта жемчуга» ( В.Шалыгин).

В 1752 году, в ночь на Пасху!!!, все монахи вместе с храмом снова исчезли, официально пишут, что де подмытый берег сполз в Дон.

Монастырь переносится в более устойчивое место, а в 1785 году преобразован в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, первая в нем церковь Преображения Господня, с приделом в честь Владимирской иконы Богоматери, вторая церковь – в честь Казанской иконы Божией Матери.

«По сей день в великолепном состоянии сохранились храмовые пещеры, выкопанные игуменьей Арсенией с тремя монахинями. Общая длина пещер примерно 200 метров. (Зачем монахини рыли пещеры такой длины или они уже были? И это известные.) Своды и пол выложены кирпичом и оштукатурены. … В 30-х годах в эти пещеры (в оштукатуренные и выложенные кирпичом!!!) отправились несколько человек и не вернулись. Без определенной подготовки в них очень легко заблудиться. Решено было засыпать все известные ходы старых пещер ( В.Шалыгин «Мой край родной, казачий» ). В 80–х годах в городе Серафимовиче (нынешняя станица Усть-Медведицкая ) лично слышал рассказы о подземных ходах, ведущих через русло Дона.

После падения Советской власти Спасо-Преображенский женский монастырь был возрожден, где в подземелье хранятся артефакт, свидетельство земного присутствия Богоматери – отпечатки ладошек и коленей Пресвятой Богородицы. Установлено, что этот артефакт не рукотворного происхождения. Неизвестно, что было сокрыто в тех от глаз сатанинской власти в подземельях.

В процессе работы над данной заметкой мне на глаза случайно попалась большая (на всю страницу) статья об Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре в нашей местной газете [ ]. Попалась случайно, почти чудесно. Собираюсь на улицу и нахожу в своем кроссовке смятый в плотный шарик газетный лист. Разворачиваю. Газета за 2007 год. Статья «Жемчужина Донского края», автор – Владимир Весов. [Владимир Весов, насколько я знаю, тоже из хоперских казаков, да ишшо и кажется со Староаннинской — соседней станицы с Ярыженской станицей, откуда происходит мой род. Это мне показалось вдвойне необычным и удивительным.] В его статье я нашел следующую информацию.

Игуменья Арсения Себрякова, обустроительница монастыря была дочерью Михаила Себрякова (в честь которого назван город и станция, где я проживаю) – в миру ее звали Анна. Михаил Себряков имел высшее образование, окончив Харьковский университет по факультету математики. Имел домашнюю лабораторию и писал научные труды, которые публиковались. [Как вам, любители штампов – «раз ты казак, где твой конь?»] Анна сама получившая блестящее образование (в статье не сказано какое), когда встал вопрос о замужестве открывается отцу, что решила себя посвятить святой Церкви. В 31 год Анна становится самой молодой игуменьей в тогдашней России. Кстати в школе при ее монастыре изучали историю, географию, русский язык, литературу, математику. Рассадник мракобесия, типа. Однако главной ее заслугой считается ….Казанский собор Пресвятой Богородицы. В годы советской власти храм несколько раз пытались взорвать, но он устоял, как считается благодаря колоннам из итальянского мрамора. Колоны эти огромной стоимости чья-то тайная милость. «Человек, который заказал их и пожертвовал храму, пожелал остаться неизвестным». [Я полагаю, что не только крепость материала колонн, но, главным образом, Покров Пресвятой Богородицы не позволил разрушиться Храму.]

Так вот по моей теме «Дом Пресвятой Богородице» читаю: По преданию, в то время, когда матушка Арсения задумала строительство храма, она долго и усердно молилась Пресвятой Богородице и просила ее о вразумлении, как лучше устроить собор. И та явилась ей, молящейся, и указала каким должен быть храм. Матушка стала рыть пещеры в сорокалетнем возврасте. «По ее замыслу, было два пути: один путь Иисуса Христа на Голгофу, второй – страстной путь Матери Божьей».

Значит, на устройство пещер было указание Пресвятой Богородицы (?), с какой целью (?), соединиться с более древними подземельями? Что же там в подземельях?

Подводя итог всему вышесказанному, хочу ещё раз высказать свои предположения. Не является ли земля донских казаков – Казачий Присуд, особым местом — Домом Пресвятой Богородицы? Не является ли Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь центром этого Дома? А вы, казаки, что думаете об этом?

Ссылки:

1) Ю.Сухарев. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории

2) В.Шалыгин «Мой край родной, казачий»

3) В.Весов Газета «Жемчужина Донского края» 2007 г

Оцените автора
Казачий Круг